- Техника
- Т. античности практически не учитывала те теоретич. разработки, которые могли предложить ей спец. науки, что, естественно, тормозило ее развитие. Это объясняется тем, что труд рабов стоил дешевле, чем покупка и использование машин, а работали рабы пусть и медленнее, но так же продуктивно. И все же в период между 500 до н. э. и 500 н. э. античные техники и инженеры дали сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров, повысили их качество, увеличили их количество. В период упадка полисов, когда возникла необходимость в рационализации экономики, во время расцвета эллинистич. государств благодаря разного рода дотациям, и позже, в период существования Римской империи вплоть до конца 2 в., новые социально-экономич. импульсы послужили толчком к прогрессу в области Т. Уже к сер. 3 в. до н. э. сформировался профессиональный язык техников и инженеров, широко применялись чертежи, а математика стала основой всех технич. расчетов. Вопросам материальных и финансовых затрат уделялось такое же внимание, как и вопросам, связанным со сроками разработок Т. Следует отметить возросший интерес к технич. прогрессу в эпоху эллинизма (хотя общие условия античности сдерживали его). Некоторые технич. приспособления того времени дошли и до наших дней, например пресс и водяное колесо. В ходе технич. прогресса часто случалось так, что новинки Т. в к.-л. области заимствовались другой. Так, горная промышленность заимствовала применявшиеся в сельском хозяйстве черпальное колесо и Архимедов винт, а благодаря последним достижениям архитектуры металлургич. предприятия смогли внедрить усовершенствованные приспособления для литья и улавливания пыли оксида цинка. Технич. новинки применялись прежде всего в подъемных механизмах, военной области, судостроении, горной промышленности (вкл. каменоломни и металлургич. предприятия), водном хозяйстве (вкл. трубопроводы и сооружения, на которых применялось водяное колесо), дорожном строительстве и при строительстве мостов, театров, храмов, терм, в отопительной системе. В Др. Риме шире стала использоваться энергия воды, приводившей в действие водяное колесо на водяных мельницах, а позже — на камнерезных заводах. До тех пор энергия воды использовалась в осн. для привода механизмов (например, часов); применялось также давление пара или воздуха. Давление воздуха использовалось в отопительной системе, но это было скорее исключение, чем правило, хотя еще в 300 до н. э. Ктесибий ратовал за более широкое его применение, и им были сделаны в этом направлении определ. шаги: он изобрел нагнетательный пожарный насос и орган. Теоретич. разработки для создания экономичных машин и механизмов, сделанные в свое время Архимедом, были использованы Филоном Византийским, Героном Александрийским и их учениками при создании военной Т. И в то же время подъемные и другие механизмы редко использовались в других областях, т. к. к работе было проще привлечь необуч. рабов, чем опытных механиков и инженеров. Учебных заведений, где бы готовили механиков и инженеров, не было, знания будущие специалисты получали прежде всего в воинских частях. И только в Римской империи инженерные кадры стали готовить в спец. учебных заведениях, получавших дотации. Но как и во времена Витрувия, упор делался на преподавание предметов по архитектуре. В Римской империи Т. развивалась в узких рамках, т. к. при строительстве портов, водопроводов, мостов и дорог, на дренажных работах и в горной промышленности стало использоваться большее количество рабов. С отмиранием рабовладельч. строя картина меняется, особенно в тех областях, где необходимо было ускорить производств, процесс. Именно тогда и появляются косилки, жатки, водяные мельницы, водоподъемные механизмы в горной промышленности и т. д. Технич. литература не получила такого широкого распространения, как художеств, или книги по истории и географии, т. к. не содержала в себе воспитательного момента, и даже в Византии пользовалась огранич. спросом. До нас дошли лишь назв. книг по Т. и имена их авторов, отрывки же из них являются большой редкостью, хотя, по имеющимся данным, техников и инженеров в те времена было немало. В произведениях писателей-фантастов и в одном из мифов уже существовали «летающие машины». Примечательно, что уже в 450 до н. э. Кратет высказал мнение о необходимости сначала постепенной, а потом и полной замены ручного труда рабов автоматами.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.